Недвижимость

 

 

Документы для 3-НДФЛ

На нашем сайте Вы можете ознакомиться с перечнем документов, необходимых для подачи декларации 3-НДФЛ
Главная / Оценка собственности / Оценка нематериальных активов

Оценка нематериальных активов

         Агентство оценки исертификации «ИП Филимонов А.Ю.» предлагает следующие виды работ по оценке нематериальных активов:

  • Оценка изобретений
  • Оценка полезных моделей
  • Оценка промышленных образцов
  • Оценка фирменных наименований
  • Оценка товарных знаков и брендов
  • Оценка лицензии
  • Оценка патента
  • Оценка прав на защиту от недобросовестной конкуренции

         Оценка нематериальных активов в современном обществе становится особенно важной в результате: 

  • роста доли предприятий высокотехнологичных отраслей
  • повышения значимости нематериальной составляющей товаров и услуг для их непосредственных потребителей (зачастую именно стоимость этой составляющей вносит наиболее значимый вклад вобщую стоимость предприятия)

 

         Однако в современной российской практике подобным аспектам бизнеса до недавнего времени уделялось недостаточное внимание, отсутствовало необходимое количество прецедентов.

В качестве примера нематериальных активов приведем их следующие виды:

  • бренды и деловая репутация фирмы («гудвилл»). При оценке бизнеса в целом необходимо помнить и о подобных активах. Данная оценка актуальна при организации совместных предприятий, франчайзинга, реорганизации и продаже бизнеса и иных случаях, предполагающих полную или частичную передачу прав пользования именем компании, ее товарным знаком и т.д.
  • лицензии, патенты, ноу-хау, техническая документация, программные продукты, базы данных и права на их использование, объекты авторского права, конфиденциальная информация (имеющая коммерческую ценность), прочая интеллектуальная собственность

         Оценка подобных активов может быть актуальна как для сырьевых предприятий, например, в случае оценки лицензий на разработку месторождений, так и для высокотехнологичных, где значима составляющая интеллектуальной собственности, знание реальной стоимости которой способно значительно усилить позиции компании на рынке. 
         Данный вид оценки используется при внесении активов в уставный капитал, при полной или частичной передаче прав собственности, при оценке ущерба от недобросовестной конкуренции в случае исковых требований, при постановке нематериальных активов на баланс предприятия и др. 
         Подобная оценка может использоваться при оценке общей эффективности бизнеса или его отдельных подразделений, занимающихся исследованиями и разработками, то есть занятых непосредственным производством нематериальных активов.

 

Оценка изобретений

         Изобретение, в широком смысле слова — новое техническое решение задачи, поднимающее существующий уровень техники. В узком смысле изобретение — техническое решение, признаваемое в качестве И. государством и охраняемое им в соответствии с действующим в каждой стране законодательством.

Оценка полезных моделей

          Полезная модель — один из объектов промышленной собственности , подпадающий наряду с изобретением и промышленным образцом под защиту патентного права. Согласно ст. 5 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. к полезной модели относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

Оценка промышленных образцов

         Промышленный образец — в гражданском праве художественное и художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Может быть объемным (модель), плоскостным (рисунок) или комбинированным. По законодательству РФ подлежит правовой охране, если по совокупности существенных признаков является новым, оригинальным и промышленно применимым. "Новый" означает, что один или комбинация этих признаков неизвестна в нашей стране или за рубежом. "Оригинальный" — существенные признаки или (и) их комбинация своеобразны и определяют отличительные эстетические и эргономические особенности изделия (в т. ч. его форму, конфигурацию, орнамент или сочетание цветов). Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть воспроизведен в заводских и т. п. условиях на уровне, достаточном для введения в хозяйственный оборот.

Оценка фирменных наименований

         Фирменное наименование — наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников гражданского оборота.

         Согласно ст. 54 ГК РФ коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на него обязано возместить причиненные убытки.

 

 

Оценка товарного знака. Оценка бренда.

             Товарный знак (торговая марка) — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц. Исключительные права на товарный знак относятся законом к интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ). Стоит различать такие понятия как «бренд» и «торговая марка», если каждый бренд является торговой маркой, то не каждая торговая марка является брендом. Иногда достаточно сложно провести грань между торговой маркой и брендом, но, в принципе, торговая марка начинается считаться брендом, когда более 50% покупателей положительно относятся к представляемому товару или услуге.

 

 

         Основные факторы, оказывающие влияние на стоимость товарного знака / бренда перечалены ниже.

Для действующего товарного знака:

  • время действия товарного знака на рынке
  • уровень сбыта продукции или услуг, выпускаемых под товарным знаком
  • доля рынка продукции (услуг), выпускаемых под товарным знаком
  • позиция продукции (услуг), выпускаемой под оцениваемым товарным знаком, на рынке
  • динамика роста продаж продукции или услуг, выпускаемых под товарным знаком
  • ценовая надбавка на продукцию или услуг, выпускаемых под товарным знаком
  • эластичность цены на продукцию или услуги, выпускаемые под товарным знаком (
  • уровень маркетинговой поддержки товарного знака
  • эффективность рекламы, направленной на поддержку товарного знака
  • узнаваемость товарного знака
  • уровень цен на продукцию или услуги, выпускаемые под товарным знаком

 

Для вновь созданного товарного знака. Произведенные затраты:

  • на приобретение имущественных прав на товарный знак;
  • на разработку товарного знака ;
  • на ребрендинг;
  • на правовую и другие виды охраны товарного знака ;
  • на маркетинг;

Оценка лицензии. Оценка патента.

         Под оценкой лицензии подразумевают, как правило, оценку права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца другому лицу. Данное право закрепляется патентной лицензией или лицензионным договором.

         По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объёме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

         При исключительной лицензии лицензиату передаётся право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату; при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

Оценка прав на защиту от недобросовестной конкуренции / оценка ущерба нанесенного деловой репутации фирмы

         Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства ,обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо могут нанести ущерб их деловой репутации (Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г.). К таким действиям, в частности, относятся:

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

г) продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

д) получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

Перечень документов, необходимых для проведения оценочных работ по оценке стоимости нематериальных активов, объектов интеллектуальной собственности (ОИС)

  1. Правоустанавливающие документы на ОИС: патенты, лицензионные договоры
  2. Бухгалтерская отчетность предприятия, использующего объект интеллектуальной собственности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов): форма 1 (бухгалтерский баланс), форма 2 (отчёт о прибылях и убытках).
  3. Характеристики ОИС или товаров с использованием ОИС, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими;
  4. Источники получения доходов от использования ОИС;
  5. Описание рынка ОИС;
  6. Затраты, производимые на приобретение прав и использование ОИС;
  7. Себестоимость и цена единицы товара с использованием ОИС;
  8. Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования ОИС:
  • увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием ОИС;
  • повышение цены в зависимости от качества продукции;
  • экономия в производстве при использовании ОИС в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции;
  • выручка от реализации самих ОИС на материальных носителях;
  • выручка от продажи (переуступки) имущественных прав или продажи лицензий на использование ОИС;
  • экономия на капиталовложениях в разработку ОИС.
  1. Произведенные затраты:
  • на приобретение имущественных прав на ОИС,
  • на освоение в производстве и организацию выпуска и реализации ОИС или     товаров с использованием ОИС.
  • на правовую и другие виды охраны ОИС,
  • на маркетинг ОИС или товаров с использованием ОИС,
  • на страхование рисков осуществления проектов с использованием ОИС и (или) их доходности.

         При оценке ОИС важна любая имеющаяся у Заказчика информация об объекте оценки и его использовании. От полноты предоставленной информации зависят в конечном итоге продолжительность и стоимость оценочных работ.